Отзывы

В творческой жизни каждого клавесиниста рано или поздно наступает момент, когда приходит осознание, что для успешного развития или продолжения исполнительской карьеры приобретение собственного инструмента является жизненно важным. При этом для музыканта нет никакой разницы в том, будет ли этот инструмент использоваться только для повседневных занятий или также для концертных выступлений. Несмотря на то что подобная маркетинговая уловка иногда использовалась мастерами и фирмами, изготавливавшими клавесины в XX веке, нужно хорошо понимать, что любой, даже самый небольшой инструмент всего с одним мануалом и одним-единственным регистром должен содержать в себе как технический, так и звуко-тембровый потенциал для полноценного концертного музицирования.

С инструментами московского мастера Дмитрия Белова я знаком давно и не понаслышке. Использование качественных материалов и выдержанного дерева, исключительное качество работы мастера и богатство тембра его инструментов – все это неоднократно отмечалось многими исполнителями, и в чем я также неоднократно имел возможность убедиться. Зная мои предпочтения и пожелания, Дмитрий убедительно предложил мне остановиться на копии двухмануального клавесина Иоанна Рюккерса 1612 года, расширенного в середине XVIII века во Франции и хранящегося сейчас в собрании исторических инструментов Парижской консерватории. Интересно, что этот инструмент Дмитрий уже однажды копировал, хотя и с небольшими доработками по желанию заказчицы. Мне довелось побывать на концерте-презентации того инструмента, поиграть на нем. Копия была очень убедительная! Памятуя об этом, я без колебания согласился на предложение Дмитрия изготовить подобный инструмент и для меня, отдельно обговорив, что никаких доработок в моем случае он предпринимать не будет.

Осенью 2013 года клавесин был готов. В сентябре состоялись концерты-презентации инструмента в Москве, а в ноябре – в Санкт-Петербурге. На них клавесин проявил себя только с лучшей стороны. Публику пленил сочный и теплый тембр басов инструмента, а красочность и плотность тембра «восьмерки» первого мануала ярко контрастировали с полетностью и поистине французской назальностью «восьмерки» второго мануала. Четырехфутовый регистр мог с одинаковым успехом использоваться как туттийный (микстурный) регистр, подчеркивая всю яркость и блеск фактуры, так и в качестве дополнительного сольного регистра – четырехфутового или, если играть октавой ниже, восьмифутового, но тембрально совершенно непохожего на две других уже имеющихся в инструменте «восьмерки», что расширяло звуковые возможности инструмента. Отдельно исполнители отметили исключительное удобство клавиатуры и идеальную регулировку механики инструмента, позволяющие с легкостью исполнять сложные пассажи и самые ажурные украшения. Интонировка плектров сочетала в себе французскую мягкость с фламандской ясностью.

Каждый инструмент – это живой организм, отражающий не столько свойства копируемого инструмента, но, скорее, особенности стиля и умения изготовившего его мастера. Само собой разумеется, что он может реагировать на сезонные изменения климата в помещении, а для того, чтобы звуко-тембровый потенциал инструмента раскрылся и проявил себя в полной мере, должен пройти не один год. Пример моего инструмента вполне дает мне право утверждать, что к этому времени клавесин успешно «перезимовал» уже второй сезон в чрезвычайно сложном климате Петербурга, при этом факт видимого «ведения» инструмента почти отсутствовал. Одновременно с этим отмечу, что клавесин Дмитрия Белова уверенно и долго держит строй даже после перевозки из одного помещения в другое, а его тембр за прошедшее время стал еще интереснее и богаче. Особенно заметны лучшие качества инструмента становились на концертах, когда он звучал в дуэте с другими клавесинами, часто с клавесинами мастеров, чьи инструменты давно звучат и славятся на европейской сцене. Многие знатоки и ценители отдельно отмечали качество работы Дмитрия, подчеркивая, что его инструмент не только не уступал клавесинам именитых мастеров, но часто звучал тембрально интереснее многих из них. Я был участником этих концертов и могу уверенно присоединиться к сказанному!

Андрей Коломийцев 
Лауреат международных конкурсов; 

старший преподаватель Кафедры органа, клавесина и карильона
Санкт-Петербургского государственного университета;
Органист лютеранской церкви Св.Екатерины (Санкт-Петербург)


Клавесины Дмитрия Белова прекрасно звучат, их тембр и акустические возможности вполне соответствуют тем историческим образцам, с которых мастер делает свои копии. Каждый клавесин совершенно особенный. Этому способствует индивидуальный подход к каждому заказу и отсутствие «серийного» производства, этого недостатка нашего времени, пагубного для настоящего качества звучания. Внешний вид инструментов очень хорош. Тщательность и красота отделки не оставляют желать лучшего.

Ольга Мартынова 
Лауреат международных конкурсов;

доцент Московской Государственной Консерватории им.П.И. Чайковского;
солистка ансамбля
«Pratum Integrum»


Заказал у Д. Белова год назад спинет и остался доволен правильностью выбора. Инструмент обладает помимо хорошего яркого звучания еще и отличной аккуратной работой и внешним видом, четкой работой механики и удобством транспортировки. На инструменте играли, когда были у меня в гостях такие музыканты как Е. Мельникова, Л. Гаделия, органист из Швейцарии Б. Ригетти и высоко оценили инструмент.

Сергей Агрба 
Органист и органный мастер


О спинете Дмитрия Белова,  2009 года изготовления.

Очень люблю этот инструмент. Он отвечает всем потребностям и желаниям клавесиниста как в домашней обстановке, так и в концертно-походной жизни. У него всего одна 8’, но красочность  звучания нисколько не страдает, а наоборот каждый регистр отличается особенной характерной  краской. В любой акустике его слышно без всякой подзвучки. Звучит он не надрывно, но естественно и полно. Под пальцами очень приятен и управляем. На данный момент механика вынесла все дальние переезды на поезде и автомобиле в любую погоду (от дикой жары без кондиционера до мороза в 25 градусов).  Он любит путешествовать в обычном небольшом автомобиле на заднем сиденье или  багажнике или просто в двух руках.
Обладает маленьким удобным устройством – находкой мастера: раздвоенной лютней, которую можно включать отдельно в басах и отдельно в дисканте.
Удобно сделана транспозиция 415/440: на дне инструмента рычаг, управляемый обычным настроечным клавесинным ключом.

Мария Успенская 
Лауреат международных конкурсов;

преподаватель на факультете исторического и современного исполнительского искусства Московской Государственной Консерватории им.П.И. Чайковского